Портфолио старшеклассника "Копилка успеха"
У каждого ученика есть работы, которыми он может гордиться. Полезные и интересные материалы часто не сразу могут найти применение. Что со всем этим делать? Предлагаем тебе завести папку, в которой ты сможешь не только хранить свои лучшие работы, грамоты, дипломы и т.п., но и систематизировать полезную и интересующую тебя информацию. Оформляя портфолио, ты на практике сможешь применить знания "секретов успешной учебы".
В Структуре потртфолио представлена структура портфолио. При необходимости и по желанию ты можешь включать в него другие разделы.
Как работать с портфолио?
Оформи основные разделы.
В первой части портфолио тебе предстоит составить свой собственный портрет. Выдели отличительные черты своего характера; перечисли свои основные дела; выпиши самые любимые занятия. Здесь же тебе будет предложено описать себя в школе. Расскажи немного о школе, в которой ты учишься, о любимых учебных предметах, об учителях и друзьях. Этот раздел может содержать интересные фотографии и (или) твой автопортрет.
1 раз в месяц обновляй содержимое раздела МОИ ДОСТИЖЕНИЯ. Грамоты и дипломы вынимать оттуда не стоит, а вот лучшие работы ежемесячно нужно пересматривать и заменять.
В начале учебного года и в начале каждой четверти тебе предстоит подумать, чего ты хочешь добиться в своих делах: какие результаты ты должен получить? Это и есть цели, которые нужно записать в соответствующем разделе портфолио. Просматривая содержимое раздела МОИ ДОСТИЖЕНИЯ, подумай: соответствуют ли результаты деятельности поставленным целям?
Структура портфолио
Мой портрет:
- мой характер; мои дела; любимые занятия;
- я в школе (моя школа; любимые учителя и лучшие друзья в школе; любимый предмет).
Мои цели:
- мои цели в учебном году и в каждой четверти;
- табличка продвижения к цели;
- лестница успеха.
Мои достижения:
- мои лучшие работы;
- мои награды.
Копилка:
- рабочие материалы (планирование, расписание и т. д.);
- важная и/или интересная информация.
"Я учусь учиться" (отражает работу по программам "Секреты успешной учебы" и "Учись учиться"):
- карты памяти;
- алгоритмы;
- памятки и др.
Необходимо отметить, что оформление портфолио – дело творческое. Личный портфель достижений должен отражать индивидуальность ребенка. Хорошо, если он сам подберет картинки-символы к каждому разделу портфолио. Однако не следует превращать портфолио в "сундук" для хранения. Портфолио – "живой" инструмент, отражающий актуальную ситуацию.
На логопедических занятиях ученики работают также в тетрадях. Не стоит все же стремиться к тому, чтобы обстановка на занятиях была приближена к обычному уроку (например, русского языка). Не будем забывать о том, что ребенок приходит на такие занятия, как правило, после уроков, отсидев за школьной партой целый день. Желательно максимально использовать игровые приемы, коллективные формы работы, предоставляя возможность учащимся перемещаться по кабинету. И совсем уж излишне, наверное, на подобных занятиях обращаться к школьной отметке как единственно эффективному способу стимулирования активности и интереса. Линейки достижений и лесенки успеха, которые рисует в своей тетради ученик, позволяют ему самому оценить себя, а учитель (индивидуально!) может обсудить с ним объективность оценки.
ПРЕДМЕТНОЕ ПОРТФОЛИО
Это инструмент, который поможет тебе сделать уверенный шаг к успеху. Этот инструмент – предметное портфолио. С его помощью ты сможешь увидеть и оценить свои достижения в изучении того или иного предмета. Эта оценка не будет зависеть от отметки в журнале, потому что даст возможность тебе не зависеть от учителя и самостоятельно увидеть то, чем ты можешь гордиться, а это – залог позитивной самооценки, которая даёт силы преодолевать любые трудности.
Предметное портфолио может состоять из следующих разделов:
- "Портрет" ("Я и предмет")
- "Чему я хочу научиться"
- "Копилка": - памятки - полезная информация
- "Мои достижения"
- "Список литературы"
В разделе "Портрет" ты сможешь раскрыть себя и выразить своё отношение к избранному предмету, разобраться, почему именно этот предмет тебя привлекает, и в чём заключаются трудности его изучения.
Чётко сформулировать цели и задачи в изучении избранного предмета ты сможешь в разделе "Чему я хочу научиться": начиная путь к успеху, необходимо видеть конечный результат и пути его достижении (смотри модуль 1 "Постановка цели").
В "Копилке" собери всю полезную информацию по предмету, различные памятки, алгоритмы действий, которые помогут тебе в учёбе.
В разделе "Мои достижения" можно разместить не только грамоты, дипломы, но и всё то, что получилось у тебя лучше, чем обычно и в чём ты видишь свой успех, пусть даже ещё не оценённый учителем.
Свою начитанность и широкий кругозор ты сможешь показать, поместив в раздел "Список литературы" информацию о дополнительной литературе по предмету, которую ты прочитал. По желанию ты можешь добавлять в портфолио новые разделы, сохранив основные, предложенные нами.
Как работать с портфолио старшеклассника?
- Оформи основные разделы. В первой части портфолио тебе предстоит составить свой собственный портрет. Можешь написать эссе о себе: выдели отличительные черты своего характера; расскажи о своих любимых занятиях. Этот раздел может содержать интересные фотографии и (или) твой автопортрет. Кроме того, свой автопортрет ты можешь выполнить в виде коллажа (используй для этого вырезки и старых журналов). Можно представить свой герб и (или) девиз. Прояви фантазию!
- В раздел "Копилка" вкладывай нужную и полезную информацию.
- 1 раз в месяц обновляй содержимое раздела "Мои достижения".
- В начале учебного года и в начале каждой четверти тебе предстоит подумать, чего ты хочешь добиться в своих делах: какие результаты ты должен получить? Это и есть цели, которые нужно обозначить в соответствующем разделе портфолио. Просматривая содержимое раздела "Мои достижения", подумай: соответствуют ли результаты деятельности поставленным целям?
Раздел "Обратная связь" будет включать отзывы о твоем портфолио тех людей, которым ты будешь его представлять.
- Структура портфолио старшеклассника:
- Мой портрет
- Мои цели
- Мои достижения
- Копилка