Создание условий для внутренней мотивации
В настоящее время проблема мотивации является одной из самых актуальных в области педагогики и психологии. Это объясняется тем, что мотивированный обучающийся усваивает предоставляемый педагогом материал гораздо лучше и качественней, получает удовольствие от занятий, стремится к саморазвитию и творческой самореализации.
В то время как обучающийся с низким уровнем мотивации не желая работать, пропускает большую часть материала и ценной информации «мимо ушей», тем самым снижается качество его получаемых знаний, т.к. за одно и тоже время (к примеру, несколько занятий) он усваивает гораздо меньше, чем мотивированный обучающийся. Поэтому можно сказать, что от силы мотивации в очень значительной степени зависит учебная активность обучающегося.
Таким образом, для педагога важно понимать учится его воспитанник просто так или целенаправленно. И если есть необходимость, мотивировать своего ученика.
Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
К видам мотивации относят внешнюю мотивацию (награды, престиж и др.), внутреннюю мотивацию (самореализация, саморазвитие), положительную и отрицательную мотивацию, устойчивую (основана на нуждах человека, не требует дополнительного подкрепления) и неустойчивую (постоянно требует дополнительное подкрепление) мотивацию.
В процессе обучения педагогу необходимо создать условия, чтобы для обучающихся творческая деятельность стала личностно значимой и несла осознание полезности в жизни.
При работе над формированием мотивации обучающихся педагогу необходимо определить некоторые свои индивидуальные черты, которые могут навредить мотивации и отрицательные результаты воздействия которых необходимо нейтрализовать. Однозначно, повысят мотивацию учащихся:
- Компетентность и мотивация преподавателя. Как сказал Ля Палис «Если мы хотим кого-то мотивировать, мы должны желать сами того, чего мы от него хотим»
- Личностные качества преподавателя, влияющие на эффективность педагогической деятельности.
- Стиль общения с учениками.
- Восприятие преподавателя: психологическая установка, система поощрений и др.
- Развитие мотивации учащихся.
- Умение слушать и слышать.
- Умение разрешать конфликтные ситуации.
Лучший способ мотивировать обучающихся состоит в том, чтобы самому любить предмет и преподавать им эту любовь.
Восприятие преподавателя
То, насколько преподаватель ощущает в себе способность влиять на своих учеников, определяет восприятие его классом и поведение в классе.
Многие ученики, воспринимаемые своим учителем как слабые, не прилагают никаких усилий к учебе, так как они заранее уверены, что преподаватель не спросит их мнения и никогда не обратит своего внимания на них, кроме тех случаев, когда это необходимо для контроля и оценки знаний. Этих учеников ждет порочный круг: не будучи мотивированными для того, чтобы работать, они не демонстрируют необходимых результатов в учебе и становятся слабыми, что в свою очередь подтверждает мнение преподавателя о том, что нет смысла тратить на них свое время.
Психологическая установка в общении с учениками — предрасположенность педагога к поведению обучаемых. Обычно установки не осознаются педагогом, однако статус автономных и зависимых, интервальных и экстернальных обучаемых им оценивается по-разному. В связи с этим преподаватели делят обучаемых на перспективных и неперспективных и стремятся оправдать свои установки.
Влияние качества обучения на развитие мотивации обучающихся
Чтобы мотивировать обучающихся, преподаватель должен приводить примеры, устанавливающие связи и отношения между уже имеющимися у учащихся знаниями и тем предметом, которому он их обучает.
Чем больше преподаватель ставит обучающихся в активную и динамичную позицию в коллективе, тем более мотивированно они будут включаться в деятельность учения, которую он им предлагает.
В каждой области знаний есть забавные и необычные истории, которые сопровождают значимые открытия или теории.
Интересуйтесь существующими у обучающихся представлениями о преподаваемом вами предмете. Важно, чтобы преподаватель, прежде чем объяснять материал, потратил некоторое время на уточнение того, как обучающиеся представляют себе предмет или явление, о котором пойдет речь. Важно, чтобы преподаватель ставил новые знания в отношение к тем, которые уже существуют у учеников в настоящий момент. Необходимо, чтобы преподаватель породил в обучающихся сомнение относительно существующих у них убеждений и тем самым побудил сравнивать их убеждения с теми знаниями, которые он им предлагает.
Представьте план курса в виде вопросов.
Представляйте понятия в виде схем.
Предлагайте обучающимся интересные примеры. Каждый преподаватель в течение своего курса приводит примеры, но эти примеры не всегда интересны для обучающихся. Пример преподавателя часто имеет большее отношение к нему самому, чем к обучающимся. Необходимо подбирать такие примеры, которые отражают жизнедеятельность социума и культурные особенности социальной среды, в которой находятся сами обучающиеся. Предложить обучающимся самостоятельно привести примеры исходя из своего опыта. Необходимость самостоятельно приводить примеры заставляет обучающихся конструктивно размышлять, а преподавателю это дает возможность видеть, насколько корректно они применяют знания и насколько полученные ими знания находят отражение в реальной жизни учащихся.
Используйте аналогии (сравнение отношений. Например кровообращение у млекопитающих связать с примером домашней водопроводной системы). Он может использовать аналогии из тех областей, которые лучше знакомы обучающимся: спорт, музыка, кино и др. Важно, чтобы область аналогии была действительно знакома ученикам, иначе этот прием им не поможет. Преподаватель может попросить учеников самостоятельно привести аналогию, для того, чтобы объяснить на ее примере материал своим товарищам.
Обучение процедурным знаниям. Вместо того, чтобы ограничивать обучение рассказом о том, что необходимо делать, преподаватель может сам применить каждую процедуру, предлагая ученикам следовать за ним, тем самым показывая им как характер учебной задачи, так и способ ее решения. Когда преподаватель выступает перед обучающимися в качестве примера, он не должен забывать, что обучающиеся – новички в деле освоения знаний и что они нуждаются в том, чтобы на примере воспринимать каждый этап решения учебной задачи. Преподаватель должен объяснять материал не торопясь, придавая значение каждому действию, даже в том случае, если эти действия для него давно автоматически. Вывешивать примеры последовательности процедур (алгоритм выполнения заданий).
В качестве обобщения перед вами ряд вопросов, которые должен задавать себе преподаватель, для того, чтобы определить, мотивирует ли он обучающихся, организуя деятельность обучения.
Когда я даю обучающимся декларативные знания:
- Рассказываю ли я им забавный случай, который может их заинтересовать?
- Интересуюсь ли я тем, какими знаниями или представлениями относительно преподаваемого мной материала уже обладают обучающиеся?
- Предлагаю ли я им план в виде вопросов, перед тем как начать свой рассказ?
- Использую ли я схемы для общего видения изученных понятий?
- Предлагаю ли я им примеры, которые действительно могли бы их заинтересовать?
- Провожу ли я аналогии для лучшего понимания ими предмета?
Когда я даю процедурные знания:
- Проделываю ли я сам то, что предлагаю сделать обучающимся, для того, чтобы мои действия могли служить им моделью?
- Показываю ли я им каждое действие в ряду последовательности тех действий, которым они должны будут следовать, выполняя деятельность учения?
- Заинтересовал ли я их в необходимости применения процедур для того, чтобы решать учебные задачи?
- Включает ли деятельность учения, которую предполагает мое обучение, ясные и четкие алгоритмы действий?
- Даю ли я обучающимся дидактический материал, содержащий четкие алгоритмы, следование которым позволяет им добиваться результата в учении?
Деятельность учения
Обучение, как бы динамично оно ни было, само по себе не может мотивировать обучающихся. Необходимо включать их в процесс учения так, чтобы они сами активно учились, что означает планирование и реализацию действий, направленных на решение учебных задач.
1. Деятельность учения должна накладывать ответственность на обучающихся, позволяя ему делать выбор.
Можно предложить обучающемуся самостоятельно определить вариант, при помощи которого он будет представлять результат своей работы преподавателю и своим товарищам по учебе (реферат или творческое оформление газеты, проект и т.д.)
2. Деятельность учения должны быть значимы в личном, социальном и профессиональном плане. (ценность д-ти. Важно чтобы обучающиеся ощущали, что та деятельность, которую мы предлагаем им выполнить, отвечала некоторым их потребностям, вписывалась в рамки их культуры и строилась по образу того профессионального направления, к которому они стремятся).
3. Д-ть учения должна быть наглядна в когнитивном плане
— восприятие собственной компетентности в процессе деятельности учения.
Планирование д-ти учения, анализ, организовать информацию, дать самостоятельную оценку результату – обучающийся.
4. Деятельность учения должны быть дисциплинарной
Опираться на знания из различных областей.
5. Д-ть учения должна быть продуктивной
Конкретный продукт – устный доклад, сообщение, письменный отчет, обсуждение, презентация, пьеса и т.д.Главное, чтобы учащиеся активно участвовали в работе над этим продуктом и преподаватель в результате мог их поощрить.
6. Деятельность учения не должна быть рутиной. (игра с препятствиями, интерес, ролевые игры, обсуждение какой-либо темы по примеру популярного теле-шоу. Дети могут конструировать декорации, выбрать ведущего, определить те вопросы, которые этот ведущий будет задавать участникам и т.д.)
7. Деятельность учения должна позволить ученикам взаимодействовать (команды и др.)
8. Учебная д-ть должна проходить в условиях достаточного количества времени.
Время, которое преподаватель предоставляет своим обучающимся для выполнения учебной задачи в коллективе, должна быть эквивалентным тому, которое подобная деятельность занимает у обучающихся в повседневной жизни.
9. Деятельность учения должна включать четкие алгоритмы и последовательность процедур.
10. В проверяемых и оцениваемых работах комментарии должны преобладать над обозначениями.
Создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся
Для успешного развития творческого потенциала детей с повышенным уровнем мотивации (уровень самосовершенствования) в рамках психолого-педагогического сопровождения рекомендуется регулярное проведение занятий по развитию творческого мышления. Эти занятия органично включены в учебный процесс и проводятся один раз в неделю в течение учебного года.
Основной целью занятий является развитие творческого мышления детей и обеспечение их необходимыми для этого материалами, оказание помощи в раскрытии и развитии их творческого потенциала.
Все упражнения и задания, предлагаемые на занятиях с детьми повышенного уровня мотивации к творческой деятельности направлены на развитие следующих творческих мыслительных способностей:
- способности быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов и т.п. (беглость);
- способности применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем, готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения (гибкость);
- способности придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения (оригинальность);
- способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.
Задания, выполняемые в ходе таких занятий, направлены как на развитие общих свойств творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке), так и на развитие отдельных творческих (дивергентных) мыслительных способностей.
Безусловно конвергентные мыслительные способности развивать необходимо, однако надо обязательно представить детям возможность развивать и творческое – дивергентное мышление, без которого трудно представить существование по-настоящему творческой личности.
Дивергентное мышление – это вид мышления, который характеризуется преодолением мыслительных шаблонов и стереотипов, снятием ограничений и большей свободой в решении проблем. Оно не может формироваться от случая к случаю, требует целенаправленного обучения и развития ребенка, иначе просто угасает.
Важно отметить, что способности, навыки и умения, приобретаемые на этих занятиях, дети успешно переносят на другие сферы своей деятельности в повседневную жизнь.
Таким образом, курс психологического сопровождения по развитию креативных способностей у детей позволяет создавать благоприятные возможности для развития творческой индивидуальности обучающихся, которая со временем все больше и ярче проявляется в процессе и результатах их творческой деятельности, подтверждая, таким образом, эффективность проводимой в этом направлении работы.
Как выше было сказано, что повышенный уровень мотивации является одним из признаков одаренности, то необходимо оказывать практическую помощь в самореализации творческой индивидуальности обучающихся. Такая цель достигается посредством решения ключевых задач:
- создание условий для творческой деятельности;
- разработка и ведение индивидуальных маршрутов;
- реализация развивающих и формирующих личность методик.
Развитие творческого потенциала одаренных детей предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:
1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
3) очно-заочные школы;
4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
6) детские научно-практические конференции и семинары.
Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска
Автор статьи Е.В.Болдырева
Это интересно:
Внутренняя_мотивация_учащихся_как_инструмент_воздействия_на_эффективность_учебного_процесса.pdf