В пятый класс: как справиться с новыми требованиями?

пятиклассник

Детский психолог Анна Безингер

Пятый класс, как утверждают специалисты, — самый трудный после первого. 10 лет — начало физиологического созревания и одновременно переход к другой системе учебы и новым требованиям. Какие перемены ждут пятиклассника и как помочь ему с ними освоиться?

 

Новая школьная жизнь

Изменение уклада жизни — это стресс для любого человека, но детей это касается особенно. Это требует от школьника большой самостоятельности и высокого уровня самоорганизации. Также в 5-ом классе появляются более сложные предметы, для которых необходим высокий уровень развития абстрактного мышления.

Как помочь

  • Не ругайте ребенка за плохие отметки, тогда он не будет хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
  • Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
  • Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию из первых рук. Учитель скажет вам правду и подскажет, что именно нужно «подтянуть».

Новый статус

Пятикласснику нужно не только приспособиться к совершенно разным и «чужим» людям, но и подать им себя. В младшей школе ребенок выработал свои приемы психологической защиты против определенных некомфортных взаимоотношений — с новым учителем эти приемы не работают. На этом месте может возникнуть страх перед школой (еще ничего не случилось, еще нет никакой проблемы, но страх перед этим незнанием, перед калейдоскопом лиц, требований, характеров уже есть) и повлиять на здоровье. У ребенка может возникнуть головная боль, расстройство желудка, бессонница или, наоборот, постоянная сонливость, заторможенность или постоянное излишнее возбуждение.

Как помочь

  • В этот период особенно важно не критиковать ребенка, а сотрудничать с ним, поощрять, дисциплинировать, помогать достигать определенной цели, анализировать неудачи и ни в коем случае не сравнивать с другими.
  • Дайте почувствовать ребенку, что вы оценили его старания, не поскупитесь на похвалу, и он увидит в вас друга.
  • Родителям следует помнить, что конфликтный ребенок в первую очередь страдает сам, а выиграет тот, кто воспитан в любви к другим.

Новый учитель

За четыре года учебы в младшей школе ребенок успел привыкнуть к педагогу, учитель приспособился к общению с ним, детально изучив его индивидуально-психологические особенности-то есть, они адаптировались друг к другу. А тут — все новые и незнакомые!

Как помочь

  • Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией.
  • Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Постарайтесь не оставлять проблемные вопросы до общих родительских собраний, лучше обсуждать их индивидуально. У многих преподавателей специально выделены часы для консультаций с родителями.
  • Для пятиклассника учитель — уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

Начало полового созревания

В начале подросткового возраста происходит сложнейшая физиологическая перестройка в организме, дети ее очень тяжело переживают, иногда даже происходят психологические срывы. Изменяется тело, ребенок воспринимает себя по-новому, и может быть много проблем, если в силу каких-то причин он не принял себя и не полюбил.

Прибавьте к этому гормональную разбалансировку организма, которая беспощадно «бьет» по нервной системе, и вы поймете, почему ребенок неуравновешен, раздражителен, более утомляем и вообще переживает не самые счастливые дни своей жизни.

Как помочь

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие родителями, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
  • С другой стороны, несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

Изменения поведения

Раньше он приходил и охотно рассказывал, что было в школе, а теперь молчит, не рассказывает? Это уже сигнал: ему не комфортно, он что-то пытается скрыть и боится вам рассказать, или он не понимает, что происходит. Хотя есть дети, у которых достаточно внутренних ресурсов, чтобы справиться с возникшими трудностями, и этого даже никто не заметит. Но чаще детей нужно постоянно поддерживать и подсказывать, как преодолевать «подводные течения».

Как помочь

  • Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
  • Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
  • Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат.
  • Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Успехов вашим детям в средней школе!