Soft skills или социальные навыки для школьника: 85% успеха в жизни

0 3

Ласло Бок, вице-президент по набору персонала Google:   

«Мы ищем лидеров, но не из разряда «президент шахматного клуба», а из тех, кто, столкнувшись с проблемой, может в нужный момент встать во главе команды и повести ее».

Гарвард и Стэнфорд считают, что академические знания школьника – это всего лишь 15% успеха в его дальнейшем обучении, в построении карьеры и в жизни. Сегодня важно понимать, что школа не должна активно загружать знания в головы детей, а надо учить школьников  их социальным навыкам, так называемым soft skills - лидерство, умение работать в команде, организационные навыки и т.д.

Именно эти «мягкие» навыки позволяют применять полученные знания и добиваться поставленных целей: престижный университет, успешная карьера, счастливая семья и истинная дружба.

Результаты исследования, проведенного среди генеральных директоров компаний из списка «Fortune 500», показали, что долговременный и стабильный успех в работе на 75% определяется социальными навыками и только на 25% – навыками академическими.

Давайте узнаем, какие  важнейшие социальные навыки помогут любому школьнику достичь своих целей в жизни.

 

УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ

Умение слушать, способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями. Готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации, умение убеждать и находить компромисс.

Проверьте может ли ученик:

  • делать что-то вместе с другими ребятами?
  • помочь кому-то решить его учебный вопрос?
  • сделать так, чтобы не только он, но и вся его команда добилась цели?

Как этому учат в современной школе:

  • командные мероприятия: игры, постановка спектакля, волонтерские программы;
  • совместные академические проекты, когда защита проекта возможна только всей командой;
  • соревнования для школьников.

ЛИДЕРСТВО

Быть лидером – значит быть человеком, за которым все остальные признают право принимать ответственные решения за всю команду.

Проверьте может ли ученик:

  • стать лидером для других ребят: воодушевить и повести их за собой?
  • понимать и чувствовать других людей?
  • ставить другим детям соответствующие их способностям и характеру задачи и добиваться их выполнения?

Как этому учат в современной школе:

  • Курирование младших школьников и новичков старшеклассниками;
  • Многочисленные клубы и занятия по увлечениям обязательно найдут отклик в душе любого школьника, и он проявит инициативу в той сфере, которая ему интересна и соберет свою команду единомышленников.

 КРЕАТИВНОСТЬ

Креативный человек способен находить нестандартные, совершенно новые решения в знакомых ситуациях, он умеет придумывать и воплощать в жизнь новые идеи.

Проверьте может ли ученик:

  • с ходу предложить идею для праздничного вечера, дизайна одежды или постера поп-звезды?
  • рассказать друзьям сочиненную им историю?
  • придумать идею новой компьютерной игры или мобильного приложения?

Как этому учат в современной школе:

  • Решая задачу, школьнику предложат не только дать правильный ответ, но и найти 10 разных вариантов решения;
  • Школьники фокусируются как на академических знаниях, так и на внеклассных занятиях – музыкальные классы, театральные постановки и актерское мастерство, развитие художественных навыков. Ребенку с широким кругозором легче найти нестандартный подход к решению вопроса.

 КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

Способность к общению, открытость и умение наладить контакт с другими людьми, а также производить на них нужное впечатление.

Проверьте может ли ученик:

  • доступно и интересно излагать свои идеи и мысли?
  • уверенно говорить с группой своих сверстников, с директором школы, с другими взрослыми?
  • выступить перед аудиторией в 100 человек?

Как этому учат в современной школе:

  • На занятиях поощряется активное участие школьников в дискуссии. А на финальную оценку влияет вовлеченность ученика на лекциях и семинарах и его способность отстаивать свою точку зрения;
  • Школьники постоянно находятся в окружении своих сверстников и вместе реализуют академические проекты, участвуют в спортивных и творческих мероприятиях, посещают кружки по интересам;
  • Для старшеклассников регулярно проходят дни карьеры и встречи с университетами. В школах отводится время для проработки личного резюме, навыков самопрезентации и прохождения интервью.

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Это способность объединять людей для достижения цели и воодушевлять себя и других на действия. Инициативность, требовательность к себе и другим, внимание к деталям, способность делегировать или делать самому – все это важные качества организатора.

Проверьте может ли ученик:

  • так организовать свое время, чтобы успевать с учебой и принимать участие в дополнительных школьных мероприятиях?
  • собрать команду, чтобы пробежать вместе кросс или организовать вечеринку?
  • принимать быстрые решения, когда что-то идет не так, как задумано?

Как этому учат в современной школе:

  • навыки тайм-менеджмента – первое, что осваивает школьник. В отличие от российских учеников, европейские не занимаются учебой с утра до вечера. Весь день расписан по часам, есть время для учебы, спорта, хобби, домашних заданий и, обязательно, время для отдыха;
  • участие в многочисленных школьных мероприятиях требуют самых разных навыков от школьника, в том числе и умения организовать выставку, праздник, спектакль, дебаты, спортивный матч и многое другое.

ПОЗИТИВНОСТЬ

Вера в себя и в других людей. Это такой взгляд на мир, при котором человек может смотреть на события с разных сторон и предпочитает находить позитив во всем, что его окружает.

Проверьте может ли ученик:

  • сохранять улыбку на лице, несмотря на возникающие проблемы?
  • бороться и не сдаваться, даже когда не получается достичь цели?
  • пробовать решать свои вопросы самостоятельно, не прибегая сразу к вашей помощи?

Как этому учат в современной школе:

  • Поддержка и внимание учителей, наставников и старшеклассников. Школа прекрасно знает с какими сложностями ученики сталкиваются и всегда готовы помочь советом и обратить внимание на положительные события.
  • Здоровая конкурентная атмосфера помогает школьникам фокусироваться на своей цели, а не на временных неудачах.

 ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Интеллектуальное любопытство, жажда новых знаний, интерес к окружающему миру и желание получить новые впечатления. Это естественное качество любого ребенка и важно его сохранить.

Проверьте может ли ученик:

  • оторваться от телефона или планшета и смотреть по сторонам, когда вы едете в машине?
  • оказываясь в новом месте, пытаться узнать что-то о нем?
  • задавать вопросы о том, как устроен мир?

Как этому учат в современной школе:

  • Задача каждого учителя не только подготовить ученика к выпускным экзаменам, но и влюбить его в свой предмет. Первое, что замечают российские дети и родители – в европейских школах ученики любят учиться.
  • Прекрасно оборудованные классы и лаборатории – здесь можно изучать не только теорию, но и попробовать все на практике. Химия, физика, биология становятся особенно увлекательными.
  • Школьные занятия также предполагают выступления приглашенных лекторов и тематические экскурсии. Ребята из первых рук могут узнать о предмете и специальностях: кем можно стать в будущем, как можно применять полученные знания на практике, каких сотрудников хотят видеть работодатели.

Большинство школьников не очень уверены в себе. Они беспокоятся по поводу вхождения в новую социальную ситуацию, по поводу обучения новым навыкам, по поводу того, что нужно выполнить новую задачу, еще более сложную. Они ищут помощь и поддержку у друзей, родителей, учителей, и это естественно.

Обучение в современной школе должно развивать социальные навыки. Эти навыки никак не связаны с интеллектом, способностью цитировать Шекспира в оригинале или перемножать в уме трехзначные числа. Но умения ребенка четко формулировать мысли, предлагать альтернативы и уважать чужую точку зрения сделают его успешным во всех сферах жизни. Ведь как говорил Генри Форд, уверенность – это уже половина сделанного дела.