Тренды e-Learning
Индустрия e-Learning – одна из самых быстро развивающихся в мире технологий. Это можно объяснить огромным спросом пользователей, число которых растет в геометрической прогрессии. Поскольку преимуществами онлайн-обучения пользуются все больше образовательных учреждений и коммерческих компаний, e-Learning процветает и движется вперед со скоростью света.
Вот почему трудно уследить за всеми изменениями. Чтобы оптимизировать этот процесс, люди делают прогнозы и создают тренды, о которых мы и собираемся рассказать.
Но всегда ли этим трендам стоит следовать? Могут ли они принести больше вреда, чем пользы? Давайте выясним!
1. Персонализация
Все говорят об индивидуальных навыках и потребностях, которые заставляют персонифицированный подход прочно обосноваться в e-Learning. Но дело не только в том, что слушатель может получить больше пользы от курсов, полностью адаптированных к его предполагаемым потребностям. Индивидуальный подход работает эффективно, потому что людям нравится, когда к ним обращаются по отдельности, и причина этого кроется в человеческой природе. Более того, по мере развития технологий растут и потребности, которые заставляют людей искать все большего комфорта и удобства. Вот почему персонализация стала таким популярным трендом, в том числе и в e-Learning, где результат зависит от эффективности и полной оптимизации.
Наш вердикт: следовать
2. Автоматизация
В 2016 году все процессы в области электронного обучения станут более автоматизированы. Будут доступны специальные инструменты для создания курсов и учебных материалов, которые станут экономически эффективным решением для разработчиков курсов. Эти инструменты смогут компилировать викторины и тесты благодаря способности сканировать информацию и извлекать самое главное. Хотя шаг к автоматизации кажется логичным этапом, он противоречит вышеупомянутому индивидуальному подходу, поскольку концепция автоматизации подразумевает коллективную обработку и производство. Скорее всего, это противоречие будет разрешено в долгосрочной перспективе, но на раннем этапе интеграции конфликты неизбежны.
Наш вердикт: игнорировать…какое-то время
3. Большие данные
Прогресс невозможен без проб и ошибок, и большие данные играют важную роль в процессе развития. Большие данные – результат действий, которые включают в себя тестирование, оптимизацию и итерации, и они также служат ориентиром для дальнейших шагов. Неудивительно, что в 2016 году анализ больших данных выходит на первый план в e-Learning. Это средство, которое ускоряет процесс развития, учитывая недостатки или преимущества, выявленные в процессе анализа данных. Эффективность этого тренда зависит от того, как организация применяет результаты анализа. Если они используются эффективно, большие данные определенно станут незаменимым инструментом для развития e-Learning.
Наш вердикт: определенно следовать
4. Корпоративный e-Learning
Как уже говорилось, коммерческие организации начинают понимать ценность дистанционного обучения, поскольку оно открывает массу возможностей для развития персонала. Это разумное решение, которое позволяет соблюдать баланс между затратами и ресурсами: сотрудников не нужно отправлять в другой город или даже страну, чтобы пройти курсы, а компаниям не придется тратить дополнительные средства, чтобы нанять преподавателей. Кроме этого, организации могут извлечь выгоду из адаптивного обучения и обучения, основанного на компетенциях, которое дает только необходимые знания, исключая информацию, которую обучающиеся уже освоили. Вот почему в 2016 году этот тренд усилится и привлечет к онлайн-обучению больше взрослых.
Наш вердикт: следовать
5. Мобильное обучение
Из-за бума на мобильные устройства люди предпочитают небольшие гаджеты ноутбукам и ценят их за дополнительные возможности, самая важная из которых – мобильность. Вот почему электронное обучение приобретает новую форму, которая со временем обещает даже превзойти своего предшественника. Этого не произойдет в 2016, однако, в этом году мобильное обучение определенно продолжит развиваться: новые приложения для онлайн-обучения с расширенным функционалом заполнят рынок в ближайшем будущем. Они будут способствовать распространению e-Learning, поскольку люди смогут учиться где и когда угодно.
Наш вердикт: быть готовым
6. Социальные сети
Это скорее необходимый шаг, чем тренд, которому нужно следовать. Социальные сети всегда воспринимались как средство продвижения, однако они могут стать «усилителем» на пути к персонализации, поскольку позволяют напрямую взаимодействовать с пользователями. Люди стремятся оставлять обратную связь и высказывать свое мнение там, где это выглядит естественно. Поэтому не стоит пренебрегать возможностью живого общения, которое может внести существенный вклад в анализ больших данных. В целом использование этого канала ускоряет развитие двух тенденций: персонализации и больших данных, поэтому роль социальных сетей очевидна.
Один из самых ярких примеров этого тренда – Твиттер. Эта социальная сеть находится на первом месте в списке ТОП--инструментов с 2009 года.
Наш вердикт: следовать
7.Дополненная реальность
Когда обучение адаптируется к среде пользователя, оно проходит гораздо эффективнее и в то же время набирает популярность. На очередном этапе развития дополненная реальность становится неотъемлемой частью e-Learning. Распространение носимых технологий существенно повлияет на этот вид обучения, однако основным «ускорителем» станет виртуальная реальность и ее доступность. Люди смогут совершенствовать онлайн-обучение с помощью визуального и слухового восприятия, и потенциал виртуального воздействия нельзя недооценивать.
Наш вердикт: быть готовым
8. Геймификация
Взаимодействие – одна из ключевых особенностей, которые делают e-Learning успешным, поскольку уровень восприятия знаний зависит от вовлеченности обучающихся. Геймификация – основной инструмент, который вовлекает людей в процесс обучения: ничто не стимулирует слушателей курсов лучше, чем задания, баллы, значки и таблицы лидеров. Количество e-Learning приложений, созданных в форме игры, стремительно растет и по прогнозам увеличится вдвое в ближайшем будущем. Таким образом, в 2016 геймификация будет набирать обороты, и появятся основания для ее интеграции с дополненной реальностью.
Наш вердикт: следовать, но не увлекаться
Основные тренды e-Learning позволяют нам спланировать дальнейшие шаги. Однако изменения, необходимые для внедрения всех этих новшеств, могут потребовать существенных денежных и временных затрат, так что лучше двигаться шаг за шагом и осваивать новые тенденции постепенно. Персонализация, социальные сети, большие данные и геймификация станут «обязательными», в то время как остальные тенденции e-Learning будут набирать силу в долгосрочной перспективе. Таким образом, эффективным будет сосредоточиться на самых актуальных вещах, но оставаться в курсе всех тенденций.