3 теории обучения взрослых, которые должен знать каждый педагогический дизайнер

3 теории обучения взрослых, которые должен знать каждый педагогический дизайнер

 

Картина Caravan художника Cinta Vidal

Любой педдизайнер хочет, чтобы его курсы делали жизнь учащихся лучше. Мы стремимся вдохновлять, менять установки и заряжать на высокие результаты. Короче говоря, мы хотим, чтобы наши курсы всегда попадали в яблочко.

А вот и задачка: наши учащиеся — взрослые люди. У них есть багаж знаний и представлений о том, что для них работает, а что — нет. Они очень заняты, живут в сумасшедшем ритме и терпеть не могут терять время. При помощи обучения они хотят достигать поставленных целей.

Поэтому самое важное при создании любого электронного курса — учитывать особенности обучения взрослых людей.

Что такое теория обучения взрослых?

Такая вещь как «теория обучения взрослых» — предмет частых разговоров в сфере корпоративного обучения. А вы знаете, что это такое?


Разрушим миф: не существует ЕДИНОЙ теории обучения взрослых. Есть несколько распространенных теорий, каждая из которых по-своему раскрывает тему.


Среди теорий обучения взрослых можно назвать: андрагогику, нейронауку, эмпирическое (или экспериментальное) обучение, самостоятельное обучение и трансформационное обучение. У всех теорий одна цель: они помогают создавать эффективные процессы корпоративного обучения для взрослых.

Зачем педагогическому дизайнеру знать теории обучения взрослых?

Теории обучения взрослых —  не просто набор терминов, концепций и идей о том, как учатся взрослые люди. Эти теории помогают грамотно выстраивать курсы на всех этапах — от создания концепции и до реализации, — чтобы обучение получилось максимально эффективным.

Вот четыре причины, по которым разработчики и педдизайнеры просто ОБЯЗАНЫ знать теории обучения взрослых:

  • Чтобы создавать курсы, которые отвечают потребностям учащихся.
  • Чтобы подбирать стратегии обучения с учетом реального контекста обучения.
  • Чтобы использовать технологии, которые максимально соответствуют стратегиям обучения.
  • Чтобы применять стратегии, которые учитывают современные особенности обучения: цифровые технологии и мобильность учащихся.

Теория #1. Андрагогика: упор на опыт

В основе теории андрагогики лежат особенности взрослых учащихся, а также идея о том, что взрослые полагаются в процессе обучения на свой накопленный опыт.

Сама теория была разработана Малкольмом Ноулзом в 1970-х годах. Согласно Ноулзу, есть шесть ключевых отличий взрослых учащихся от детей:

  1. Потребность в знаниях. Взрослым нужно знать, “зачем” они должны учиться.
  2.  Мотивация. Взрослыми движут внутренние мотивы. Они учатся, когда хотят учиться. Вы дадите взрослому мощную внутреннюю мотивацию, если убедительно ответите на вопрос «зачем мне это нужно?».
  3. Желание. У взрослых желание и готовность учиться появляются, когда они осознают значимость знаний. Им важно понимать, как обучение поможет им изменить жизнь к лучшему.
  4. Фундамент или опыт. У взрослых за плечами богатый опыт, который определяет их обучение. Они анализируют, объясняют, объединяют и создают новые идеи или «подкручивают» старые через фильтр собственного опыта. Мы, педагогические дизайнеры, должны использовать этот опыт, чтобы помочь им установить связи, понять актуальность знаний и обрести вдохновение.
  5. Самостоятельность. Взрослые самостоятельны и хотят нести ответственность за собственное обучение. Они независимы и любят, когда все под контролем.
  6. Отношение к учебе. Взрослые лучше всего учатся, делая что-либо. Для них актуально проблемно-ориентированное обучение, которое они смогут применить в работе. В рамках такого обучения тренируется их способность к решению проблем и, как результат, появляется уверенность, что они могут справляться с любыми задачами при помощи новых знаний.

Теория #2: Трансформационное обучение: выявляем точку зрения и создаем озарения

У всех бывают озарения. Этакие вспышки вдохновения, которые позволяют взглянуть на реальность под другим углом. Крупицы мудрости, которые меняют наши жизненные установки. Глубокие осознания, которые пробивают устоявшиеся убеждения и условности.

Все это трансформационные процессы, которые выводят наше сознание на новый уровень. Мы должны стараться создавать такие моменты в обучении: они позволяют встряхнуть ум, вызвать сильные эмоции и оставить незабываемые впечатления. Часто такие моменты способны радикально изменить образ мыслей, точку зрения, отношение к вопросу и шаблоны поведения — то есть запустить те самые «трансформации».

Теория трансформационного обучения объясняет, как взрослые учатся через такие озарения. Теория основана на мнении, что обучение происходит, когда новые знания накладываются на старый опыт или старые представления рассматриваются в новом свете.

В теории трансформационного обучения выделяют три стадии:

  • Выявление дилеммы или кризиса. Речь идет о моменте, когда мы осознаем, что все это время придерживались ложного мнения или не знали чего-то важного. Обычно это толкает нас на поиски новой информации или пересмотр системы мышления. Осознать, что мы чего-то не знали или в чем-то ошибались — это всегда кризис, который выводит нас из зоны комфорта. Указывайте учащимся на то, чего они не знают — это подогреет их любопытство пройти ваш курс.
  • Определение личной выгоды. На обучение нас вдохновляет личная выгода — ответ на вечный вопрос: “А какой мой интерес в этом деле?” С самого начала курса важно создать и поддерживать правильный контекст — личный, профессиональный или социальный — который будет подогревать интерес учащихся и держать их “на крючке”. Чтобы мотивировать взрослых, дайте им возможность представить будущие плоды своих трудов.
  • Критическое мышление. Ваши учащиеся — разумные, рациональные люди, у них своя голова на плечах. Поэтому нужно создавать моменты рефлексии, чтобы они могли пересмотреть свои убеждения и взгляды. Дайте людям возможность разобраться со своими чувствами и осознать, над чем нужно работать — тогда они с гораздо большим желанием будут впитывать знания.

Теория #3. Эмпирическое обучение: реальный опыт рождает понимание

Китайский философ Конфуций говорил: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».


 Никакие книги не дадут таких ясных, глубоких знаний, которые человек получает, когда делает что-то сам. Эмпирическая теория обучения утверждает, что суть обучения взрослых — в осмыслении практического опыта.


Взрослые лучше всего учатся, делая что-либо, а не просто запоминают цифры и определения из книг.

Дэвид А. Колб выделяет четыре стадии цикла эмпирического обучения:

  1. Практический опыт. Взрослые лучше всего учатся за пределами привычной классной комнаты. В результате практического обучения человек обретает мощный опыт, который он не забудет. В качестве примера можно назвать кинестетическое обучение (обучение через симуляции, которые требуют физических действий), а также обучение, которое вызывает сильный эмоциональный отклик (реалистичные сценарии, которые выявляют причинно-следственные связи).
  2. Рефлексивное наблюдение. Взрослым нужно постоянно прокручивать и осмысливать собственный опыт — это позволяет нам извлекать уроки и обретать знания. Поэтому после практического обучения людям нужно дать время для рефлексии, чтобы они могли понаблюдать за процессом со стороны, проанализировать процессы и процедуры. Для этого можно использовать демонстрации, разборы кейсов и упражнения с четким сценарием.  
  3. Абстрактная концептуализация. Секрет успеха эмпирического обучения в том, что учащийся начинает на основании своих рассуждений выводить абстрактные концепции, обобщать идеи и осознавать их связь с реальностью. Разрабатывайте упражнения, которые позволят учащимся попрактиковаться в критическом мышлении, чтобы они научились формулировать концепции и процедуры.
  4. Активное экспериментирование. Ролевые игры, стажировки и другие практические задания позволяют учащимся применять свои знания и действительно «учиться через действие». В результате экспериментирования рождается опыт и цикл эмпирического обучения возобновляется.